«Про уродов и людей» — фильм, снятый Балабановым между первым и вторым «Братом», для сегодняшнего зрителя остается в тени двух этих былинных картин. Сам режиссер часто называл «Про уродов и людей» своим лучшим фильмом. В его предсмертном сценарии «Мой брат умер» центральная параллель проведена именно с «Уродами» — физическая неразделимость братства, его трагическая взаимозависимость при парадоксальной полярности двух братских начал. В фильме «Про уродов и людей» эта идея выражена в образе сиамских близнецов, один из которых спивается, пока второй вынужден наблюдать за угасанием своего брата и по совместимости половины собственного тела. Мне кажется, это центральная тема творчества Балабанова, которую он напророчил в собственную жизнь: «Брат» Балабанова Сергей Бодров гибнет через несколько лет после съемок известной дилогии, и эта утрата навсегда меняет режиссера, будто вместе с Бодровым/Багровым умерла часть него самого. Он понял, что с этого момента обречен.
Но в 1999-м Бодров еще жив, второй Брат не снят, а Балабанов делает себе репутацию не просто большого, но и интеллектуального режиссера. Сегодняшний образ Балабанова-почвенника в мятой тельняшке и рыбацкой панаме не вяжется с постмодернистским методом фильма «Про уродов и людей». Снятый как стилизация под кино начало XX века, этот фильм постоянно подмигивает зрителю, оборачиваясь не тем, чем кажется по началу. Сентиментальная чеховская речь о трагикомической гибели интеллигенции по ходу действия метаморфирует в холодное поругание героев и зрителя, а литературная мелодрама конца XIX века, персонажи которой кажутся идеалистами-романтиками, оборачивается историей жестокого порнографа-извращенца и его жертв.
В «Уродах» кино как медиа постоянно ссылается само на себя в тарантиновском духе: инженер рассуждает о прогрессе, который принесет «синематограф», еще не догадываясь, что скоро его дочь будет сниматься в этом прогрессивном синематографе, но совсем иначе, чем он мог бы предположить. Эстетика раннего кинематографа (сепия, поясняющие титры между сценами) и его символы, главным из которых является постоянная перебивка с прибытием поезда, символизирующего первый люмьеровский фильм и прогресс в одном лице — все это служит мета-нарративом балабановской идеи о кино как демоническом проклятье: создатель зло смеется над интеллигентами, которые ожидали, что кино будет просвещать низы, в то время как на деле оно пришло, чтобы низы еще больше развратить и привести к господству над наивными интеллигентами, потоптавшись у них на головах.
Превращение кино в орудие безумного порнографа можно понимать и как рассуждение о темной природе кино-ремесла, и шире, как интерпретацию любого медиа. Медиа открывает возможность для трансляции высших сообщений, но его владелец (с не случайным именем Иоганн) использует его в первую очередь для реализации низших фантазий. Так топливом развития интернета в 90-е стало порно, а даркнет и биткоин растут за счет рынка наркотиков и оружия. В том же духе Балабанов смотрит на кино: эмоции героев, которым привык умилятся зритель, растут из жестокости и похоти превозносимых им художников, тешащих свое извращенное чувство прекрасного, запечатлевая трогательное уродство. Зрителю фильма «Про уродов и людей» еще предстоит разобраться, кто здесь настоящий урод — калека или тот, кто эксплуатирует калеку в целях «искусства»? А может быть уроды те, кто «над вымыслом слезами обливаются», умиляясь экранным страданиям?
История подпольного порнографа начала XX века в самом тонком фильме Алексея Балабанова
-
- Всего сообщений: 24
- Зарегистрирован: 18.09.2022
- Откуда: Челябинск
- Пол: мужской
- Возраст: 24
Re: История подпольного порнографа начала XX века в самом тонком фильме Алексея Балабанова
Очень интересно как они будут готовы
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение